Очередным зимним вечером в стране вопреки законам природы, становится темнее. Одна за другой гаснут иллюминации парадных витрин и вывесок в центре городов. Это – не энергетический кризис. Это тает, как сосульки, мелкий и средний бизнес.
Удельный вес поступлений от мелкого и среднего бизнеса в структуре государственного бюджета достигает 38% И судя, по некогда «живым» окнам, а теперь опущенным ролетам с броским словом «аренда», по переполненным товаром, но пустующим «тучам», он попал в сложную ситуацию.
Никто не ведет статистику, сколько «умерло» предпринимателей из-за того, что не могут вернуть кредиты. Кто учитывает, сколько закрылось рабочих мест? Малый и средний бизнес держался на кредитах, но в последнее время банки давали долларовые кредиты. Теперь они поднимают проценты, и если предприниматель брал деньги под процент две тысячи долларов в месяц, то теперь вынужден отдавать все четыре. А откуда брать деньги? Деньги в товаре, который сейчас никто не берет. Кризис снизил до нуля покупательную способность населения.
Веры в то, что депрессия, в которую стремительно погружается бизнес средней руки, скоро закончится, у его представителей больше нет. Обещаниям правительства вывести страну из кризиса к лету 2009 года и так верили не слишком, а тут еще откровенное интервью одного из владельцев компании «РосУкрЭнерго» Дмитрия Фирташа, где он говорит: « …кризис затянется как минимум, на года два-три, ситуация будет очень тяжелой. Менеджмент государства полностью провалил свою работу и провалит ее дальше…» А господин Фирташ, особа приближенная к верхушке власти и знает, что говорит.
Но не все так страшно с предпринимательством. У него есть возможность выплыть и эту возможность ему может дать государство. Любой кризис требует усиления регуляторной роли государства. Это должно происходить в нескольких направлениях.
Необходимо уменьшить регуляторное давление на бизнес. Максимально сократить все регистрационные и разрешительные процедуры.
Необходимо оптимизировать доступ к кредитным ресурсам путем внедрения механизма компенсации части процентных ставок по кредитам.
Либерализация налоговой сферы облегчила бы жизнь предпринимательства.
Социальное напряжение сняла бы и отсрочка выплат по пеням и штрафам в Пенсионный фонд.
Создание инфраструктуры предпринимательства на региональном уровне, в том числе через национальную программу поддержки предпринимательства. Речь идет о консультативных и информационных центрах правовой помощи для будущих предпринимателей.
Напоследок хочется привести статистические данные умирания удельного веса поступлений в бюджет от мелкого и среднего бизнеса.
Май 2008 г. Декабрь 2008 г. Февраль 2009 г.
Малый бизнес 26,7% 22,3% 12,4%
Средний бизнес 11,3% 9,7% 7,3%
Как мы видим, в период май-декабрь 2008 года предпринимательство еще держалось на плаву и за семь месяцев сдало свои позиции совсем немного, на 5,4 и 1,6 процента. Всего за декабрь 2008 – январь 2009 года эти позиции были резко сданы на 9,2 и 2,4 процента. Цифры говорят сами за себя и если со стороны государства не будут предприниматься какие либо стабилизирующие меры, то бюджет государства может в скором времени недополучить больших денежных сумм.
|